Специальная оценка условий труда: особенности взаимодействия с государственными органами
Результаты реализации специальной оценки условий труда, проведенной на предприятии, подлежат активному использованию на производстве: согласно полученным результатам устанавливается длительность рабочего дня и недели для сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях, им предоставляются разнообразные льготы и компенсации. Вместе с тем, нельзя забывать и о том, что результаты проведения СОУТ строго контролируются уполномоченными государственными органами. Поэтому работодатель обязан строго следить за тем, чтобы все они получили отчетность о проведении спецоценки в полном объеме необходимой документации и обязательно в установленный срок.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», для проведения СОУТ работодатель должен обратиться в уполномоченную организацию, которые имеет все необходимые разрешительные документы и внесена в реестр Минтруда. После завершения работ заказчик должен утвердить переданный ему отчет и уведомить об этом исполнителя в течение трех дней, как того требует ч. 5.1 ст. 15 указанного нормативно-правового акта. После этого следует приступить к взаимодействию с различными государственными органами. Компания должна уведомить следующие официальные органы об итогах СОУТ:
- трудовую инспекцию по месту расположения;
- территориальное отделение Фонда социального страхования.
Форма информирования территориальной трудовой инспекции
Порядок взаимодействия с трудовой инспекцией по месту фактического расположения предприятия, проводившего спецоценку, зависит от результатов, полученных в ходе этой процедуры. Если эксперты, осуществлявшие СОУТ, не обнаружили наличия в организации вредных или опасных условий трудовой деятельности сотрудников, работодатель должен будет сообщить об этом в отдел трудовой инспекции, действующий в данном субъекте Федерации.
При этом сделать это необходимо по установленной форме, которая определяется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. N 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда». Этот приказ обязывает работодателя подготовить так называемую декларацию, которая представляет собой документ, подтверждающий, что условия работы в компании являются нормальными и не приносят вреда здоровью сотрудников.
Помимо собственно содержания декларации, упомянутый приказ также устанавливает сроки ее подачи в ведомство: в частности, работодатель должен предоставить ее не позднее, чем в течение тридцати суток с даты утверждения отчетности по СОУТ. Кстати, отправить декларацию в адрес трудовой инспекции можно и в электронном виде — но только если у работодателя имеется квалифицированная электронная подпись, которой он сможет удостоверить подлинность документа. Декларация действует в течение пятилетнего срока — до тех пор, пока не придет время проведения нового этапа спецоценки. Кстати, в случае, если по ее результатам вновь не было выявлено опасностей для здоровья сотрудников на производстве, новую декларацию можно не подавать — срок действия предыдущей будет автоматически продлен еще на пять лет.
Последние изменения порядка информирования трудовой инспекции
Тем работодателям, которые подавали такую декларацию до 1 мая 2016 года, нужно помнить, что правила информирования госорганов в этом вопросе изменились. Согласно действовавшим до этого периода условиям оформления декларации, было достаточно лишь обозначить отсутствие на производстве рабочих мест, характеризующихся наличием вредных или опасных условий. Однако после этой даты обязательным стало предоставление полного списка рабочих мест с указанием условий осуществления деятельности сотрудниками, включая даже те из них, которые не несут никакого вреда здоровью и жизни человека. Поэтому таким организациям требуется предоставить в трудовую инспекцию дополнение к декларации, в котором нужно перечислить также рабочие места, характеризующиеся оптимальными и допустимыми условиями работы сотрудников. В дальнейшем необходимо будет оформлять полные списки рабочих мест, включая те, где условия труда являются безвредными для сотрудников.
Форма информирования Фонда социального страхования
Кроме этого, информацию о результатах проведения СОУТ придется сообщить в Фонд социального страхования. Этого, в частности, требует Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». При этом в рассматриваемом случае неважно, имеют ли на предприятии место вредные и опасные условия труда, либо все работы проводятся в допустимых или оптимальных условиях.
Согласно действующему порядку передачи информации в данное ведомство, существует два основных фактора, влияющих на определение величины дисконта или повышающего коэффициента к страховому тарифу:
- сведения о результатах реализации спецоценки;
- данные о проведении регулярных и стартовых медицинских осмотров.
Соответственно, эти сведения являются обязательными компонентами отчетности предприятия в части страхования сотрудников от наступления несчастных случаев и травм, которые могут случиться на производстве. Надо отметить, что эта информация может весьма серьезно влиять на изменения страхового тарифа: с учетом этих данных он может возрасти или сократиться на величину до 40%.
Последние изменения порядка информирования ФСС
Вместе с тем, начиная с первого квартала 2017 года для этих целей будет применяться специальная форма 4-ФСС, приведенная в приложении к приказу Фонда социального страхования РФ от 26 сентября 2016 г. N 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения». В этом же документе вторым приложением приводятся подробные правила заполнения новой формы, которые позволят специалисту по охране труда без особенных сложностей разобраться с этим нововведением.
Кроме того, указанный приказ фиксирует четкие сроки, в которые компания должна обеспечить предоставление нужной формы в соответствующее отделение фонда страхования. Ей нужно сделать это не позже, чем наступит 20 число месяца, наступающего вслед за периодом времени, который является базовым для предоставляемой отчетности. При этом, в отличие, например, от декларации о соответствии характеристик рабочих мест, эти материалы нельзя предоставить в электронном виде — допускается только бумажная форма отчетности.
1725